Статья написана в мае 2021 года.
В этом году нам исполняется 20 лет. Вроде только что ходил регистрировать фирму – и уже 20 лет. Время летит быстро. Особенно после сорока лет.
Сегодня мы сидим, вспоминаем, как все было и становится одновременно и грустно и смешно. Как, собственно, всегда, когда думаешь о хорошем.
Грустно, потому что мы были моложе, а поводов для смешного гораздо больше.
В мае 2001 года я впервые пришел в наш офис на Большой Дровяной переулок. На дрожащих ногах, с пересохшим горлом. Я чувствовал дикую ответственность, хотя сотрудников-то и не было. Первый телефонный звонок заставил меня не то что дернуться, а чуть не взорваться от страха. А первый заказ я получил буквально на следующий день от «Стекла и стеклоизделий» на круги.
Как сейчас помню, что первой покупкой был электрический чайник, который до сих пор при мне. Ни мебели, ни техники, только чайник и один допотопный телефон.
Я ему очень благодарен, за то, что он ввел меня в этот неизвестный мир стекла, где я с удивлением разглядывал японские стеклорезы, шлифовальные и полировальные круги с неведомыми обозначениями, а более редкий инструмент был вообще в диковинку. Даже его предназначение сразу было не разобрать.
Вообще надо заметить, что в нашей области работают весьма достойные люди. Я всегда с опаской общался с другими фирмами, все-таки конкуренты, но время показало, что отношения оказались хорошими, прекрасными, теплыми, человеческими (специально столько эпитетов) и нет ни одной организации, с которыми бы не сложилось.
Первую выставку мы провели в том же июне. Как успели – не знаю. Как-то я договорился с организаторами, взяли 6 метров. Поместилось только две витрины и два стула. Сейчас мы бы не выходили в свет с такими параметрами, а тогда я светился от гордости. Как же, на вывеске написано «Стеклоцентр». Кстати, это название пришло не сразу. Долго и мучительно мы вместе с сыном подбирались к такому простому решению. Сначала было много невероятных сочетаний, запомнилось «СтекСтан» или «СтанСтек». Понятно, что это означает…
Второе везение с выставкой – мы получили товар из Италии за день до выставки. Спасибо за это Мaurizio Dodi из фирмы VITRODODI. Как так быстро получилось – не понимаю и уже не помню. Но видно надо было, чтобы нам повезло.
В первый же день посетители выставки смели весь инструмент. как сейчас помню, что за первый день я получил 200.000 рублей (я знаю, что торговать на выставке нельзя). Сумасшедшие деньги!
Помню как два болгарина(!) ругались, кому достанутся шлифовальные круги OG на стекло 15мм! Специалисты знают насколько редки такие круги, а они истерили на тему «кто первый увидел, того и круги». Чуть не до драки. Я предлагал продать каждому по одному кругу, но они были разной зернистости. В итоге они как-то договорились и потом долго о горячо трясли мне руку, перемежая слова из разных языков.
В заключение хочу сказать, что мы продали даже две наши витрины и ушли счастливые и вспотевшие с полными карманами денег. Как мало человеку надо! Четыре дня выставки и ты чувствуешь, что жизнь удалась.
А потом началась обычная рутинная работа, правда на советском уровне. Мы каждый день бегали в банк, с благоговением распечатывали счета, записывали на бумажках, кто что заказал. Как только не путались?
Мы даже пользовались печатной машинкой. Взяли «опытного» бухгалтера, который с пеной у рта доказывал, что платежки можно печатать только на печатной машинке. Я не смел усомниться. Но пытливый ум не давал покоя: «А почему, собственно?» Один раз спросил и «опытный» бухгалтер тут же закатил глаза. Мне стало стыдно. Это теперь я знаю, что бухгалтерия – это лженаука.
Появились первые постоянные клиенты. Я помню «Стикл», «ТЕАМ», «Стеклофин», «Дон Стекло», «Арт-Лайн», «Кинезис», «Литкар», «Вю-Леон», «Сигнум». Это были самые первые. Они тогда тоже только начинали, старательно надували щеки, чтобы казаться солиднее. И я тоже надувал щеки и на любое утверждение поспешно кивал, а потом бросался искать информацию в Интернете.
Многие из тех, первых наших клиентов, существуют до сих пор, разрослись, и щеки уже надуты всегда, потому что появилась настоящая солидность. С некоторыми наши дороги разошлись, по разным причинам. Может, когда и мы были виноваты, но опять же хочется подчеркнуть насколько хороши люди в нашем секторе. За редким исключением (не буду называть фамилии, потому что им и так стыдно) можно запросто отдать человеку станок, который стоит не один миллион рублей и ни о чем не волноваться.
Наш первый наладчик, Игорь, всегда приходил на работу пьяным. Каждый раз он аргументировано и спокойно объяснял причину выпивки, и всякий раз нам казалось, ну просто нельзя было не выпить. Хороший был наладчик, продержался 2 месяца. Как всякий русский наладчик, он мог работать в пьяном виде даже лучше, чем в трезвом, потому что не уставал.
Он как раз, ставил наш первый итальянский станок на фирме «Via Dolorosa»» (кстати, он работает до сих пор). Смешно говорить, сколько мы на этом станке заработали, вернее потеряли. А как договор подписывали! Что там положено писать? У кого спросить? Но со стороны казалось, что я только и делаю, что подписываю миллионные контракты.
Но это нормальное явление.
Конечно, с течением времени показателем работы фирмы являются выставки. Нет твоего стенда, значит плохо дело. Горжусь тем, что мы участвовали на всех московских выставках, даже еще работая в Донском. Сколько денег на это истрачено! Конечно, они не окупились. Но это неизбежная плата за успех.
Зато как приятно идти по выставке в каком-нибудь Бирмингеме, Дюссельдорфе, Лас-Вегасе, а я уже не говорю о Милане или Шанхае и вдруг тебя окликнет солидный дядя, чтобы только поздороваться и пригласить на чашку кофе. Просто потому что ты – «Стеклоцентр».
И вот мы отмечаем наш второй юбилей. Есть такая идея, собрать всех, кто у нас работал. Не так уж много народу получается. И это показатель качества фирмы, потому что сам никто не уходит. Было два странных товарища, был один предатель и тот самый наладчик Игорь, которых я не хочу звать. Был и вор – рыжий Виталий. Я уверен, что он очень сожалеет о мерзком поведении. А остальных хочется найти, я не думаю, что кто-то откажется.
Фотографии приложены просто для оживления. Я очень люблю дикую природу, чтобы никого рядом. Особенно поражает океан, своей мощью, суровостью. Можно часами смотреть, как грохочут волны, как шелестит галька. А как кричат чайки!
А тайга! Зашел за первое дерево и нет тебя, растворился . И чувствуешь себя своим, если, конечно, без ружья и топора. Поживешь так пару недель, как медведь, как бурундук, на подножном корму и, честное слово, не хочется возвращаться в эту суету.
Там понимаешь, насколько ничтожны наши желания продать побольше стеклорезов и уговорить клиента купить именно наш станок. Но это только там, а здесь только этим и занимаешься.
Вот такая получилась статья. Наверное, она придаст человечности нашей фирмы, глядишь, и клиент потянется. Хотя кто-то подумает «постарел директор, на лирику потянуло».
В любом случае, как говорится «милости просим в наш «СТЕКЛОЦЕНТР»
Генеральный директор
Шагов Михаил Евгеньевич